Позвоните нам на номер +7 (499) 34-058-34 или напишите на адрес corporate@consnok.ru
Мы подберем для Вас лучшее решение Вашей задачи и ответим на все Ваши вопросы Оставить заявку

Социологические исследования в образовании

Одной из важнейших процедур в образовании, которая может значительно улучшить положение дел в отдельно взятой образовательной организации или в целом образовательном комплексе является независимая оценка качества образования.

927070_original.jpg

Что же это такое?

- оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:

•       Потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;

•       Потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;

•       Учредителям общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.

Объекты независимой оценки качества образования:

•       Образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;

•       Условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;

•        Результаты освоения обучающимися образовательных программ;

•       Деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образов.

Инициаторы независимой оценки качества образования:

•       Общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты

•       Учредитель образовательной организации

•       Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления

•       Руководитель образовательной организации

•       Педагогический работник образовательной организации

•       Родители обучающихся

•       Обучающиеся старших классов

Целевые аудитории

Абитуриенты и их родители

– Правильно определиться с местом обучения

– Получить полную и достоверную информацию о вузах

Студенты

– Выявить текущий уровень освоения образовательных программ

– Скорректировать индивидуальные учебные планы

– Определиться с продолжением обучения в магистратуре, аспирантуре, ординатуре

Коллегиальные органы управления и органы исполнительной власти

– Принимать более эффективные управленческие решения

– Разработать меры по совершенствованию системы высшего образования

– Эффективно распределять гранты

– Повысить конкурентоспособность образовательных организаций и реализуемых ими программ

Работодатели

– Подобрать грамотных и квалифицированных специалистов в своем регионе

– Расширить свое сотрудничество с вузами

– Организовать совместно с вузами программы обучения и стажировки

 

Как инициировать независимую оценку качества образования?

- общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты – формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с информационными агентствами, организациями, осуществляющими процедуры независимой оценки качества образования;

- учредитель образовательной организации – обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, для включения подведомственной организации (с учетом согласия на участие в соответствующей программе со стороны органа государственно–общественного управления данной организации) в соответствующие программы оценочных процедур (в том числе рейтинги, формы общественно–профессиональной аккредитации, др.);

- органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления – согласовывают с общественным советом инициативу по проведению соответствующих оценочных процедур и совместно формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования, обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа;

- руководитель образовательной организации – обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, а также экспертам в области оценки качества образования с целью независимой оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ;

- педагогический работник образовательной организации – имеет право обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории;

- родители обучающихся – обращаются непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося. Выбранная организация с учетом образовательной программы, осваиваемой обучающимся, разрабатывает и проводит оценочные процедуры, по результатам которых формирует рекомендации родителям обучающегося;

- обучающиеся старших классов – имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование, и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.

Кто реализует независимую оценку качества образования?

Образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественно–профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.

- некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;

- коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;

- региональные центры оценки качества образования;

- отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.

Для чего необходима независимая оценка качества образования?

Во многих странах мира абитуриенты при выборе места обучения ориентируются на независимые рейтинги, которые оценивают условия и качество обучения, информационную открытость и прозрачность, перспективы трудоустройства и карьерные перспективы.

В России же абитуриенты при выборе места обучения нередко ориентируются на советы родных и сарафанное радио.

В настоящее время федеральные власти проводят мониторинги эффективности деятельности вузов. Однако существует дисбаланс между формальными показателями качества образования, соблюдение которых требуют органы государственной власти, и реальными потребностями абитуриентов, студентов и работодателей. В то время, как отслеживаются площади учебных аудиторий, количество книг в библиотеках и число нормативно-правовых актов, качество предоставляемых услуг и условия обучения в большей степени остаются за пределами проводимых оценок.

Этапы проведения проекта:

1. Изучение отечественного и мирового опыта

2. Разработка программы оценки качества образования

3. Подготовка предложений по повышению качества работы организаций

4. Публикация результатов исследования

 

Инструменты независимой оценки качества образования:

Согласно принципам информационной открытости в соответствии с действующим федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) все образовательные учреждения обязаны представлять на своем сайте данные о своей деятельности (далее – открытые данные).

Данная норма расширяет возможности для формирования различных инструментов независимой оценки качества образования. В этой связи органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, могут осуществлять мониторинг информационной открытости образовательных учреждений или рекомендовать его проведение негосударственным организациям с целью стимулирования через публикацию его результатов выполнения соответствующей нормы Федерального закона.

Организации, осуществляющие оценочные процедуры, используют открытые данные, публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией) для построения рейтингов (рэнкингов) по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг.

Нормативно-правовая база:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»);

2. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации» (п.1-2 статьи 2 «Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем: 
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; 
2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений»);

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1 «...обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности»);

4. постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;

5. постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

6. постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

7. распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487–р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015 годы;

8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792–р;

9. приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации» (далее – Порядок);

10. приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. № 951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487–р».

11. В качестве инструктивно–методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. № 13–312 «О подготовке публичных докладов». 

Независимая оценка качества образования позволяет:

- Сформировать представления о качестве образования с позиций современного общества и экономики

- Выявить проблемы в обеспечении и гарантиях качества образования и разработать рекомендации по их устранению

- Обеспечить доступность качественного образования

- Сформировать информацию для осознанного выбора абитуриентами образовательных организаций и программ обучения

- Организовать деятельность по повышению конкурентоспособности учебного заведения

- Выявить проблемные зоны в образовательном процессе и деятельности учреждения в целом

- Получить независимую оценку состояния дел в образовательном учреждении

- Получить полную и достоверную информацию о деятельности вуза, которая в дальнейшем будет использоваться для принятия управленческих решений

- Получить со стороны работодателей внешние авторитетные подтверждения о высоком качестве образовательных услуг

- Выявить ресурсные зоны повышения качества образования

- Обеспечивает вовлечение в процесс оценивания всех заинтересованных сторон

 

Результат независимой оценки качества образования:

1. Повышение авторитета и укрепление имиджа вуза среди абитуриентов и их родителей, студентов, органов федеральной и региональной исполнительной власти и работодателей. И как следствие повышение его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг

·         имидж учебного заведения и его образовательных программ как актуальных и востребованных рынком труда

·         имидж выпускников как специалистов, полностью соответствующих современным требованиям

2. Получение рекомендаций по повышению эффективности деятельности вуза

3. Повышение конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда

4. Привлечение большего числа абитуриентов, что в свою очередь приводит к увеличению количества студентов и еще большему усилению рыночных позиций вуза

5. Оптимизация деятельности университета, минимизация рисков при принятии управленческих решений

6. Получение независимой характеристики работы педагогического состава. Что способствует выстраиванию более эффективной кадровой политики вуза

7. Укрепление взаимодействия вуза и организаций-работодателей

 

 

 

Заказать услугу

просто напишите нам для консультации и мы поможем подобрать нужный вариант